Техно-экономические показатели производства саломаса

Экономичность работы гидрогенизационного завода в основном определяется выходом товарного саломаса, безвозвратными потерями никеля и жира, расходом и стоимостью водорода. Вес саломаса, получаемого из рафинированного жира, должен быть больше веса последнего на величину, соответствующую количеству присоединяющегося водорода. Расчет показывает, что уменьшение йодного числа жира при гидрогенизации на 50—60 единиц должно сопровождаться увеличением его веса, примерно, на 0,4%. Но при гидрогенизации жиров в заводских условиях выход товарного саломаса из рафинированного жира оказывается равным 100% или даже несколько меньше. Объясняется это тем, что в производстве имеются безвозвратные потери жира за счет угара, утечки, механических потерь, а также получаются отходы жира, не соответствующие требованиям стандарта на саломас, как, например, красный саломас из каплеотделителя или получаемый при разварке отработанного катализатора. Количественно такие потери и отходы жира в разных случаях могут быть различными в зависимости от состава катализатора, режима производственных процессов, аппаратуры. Так, например, потери жира при употреблении катализатора на носителе могут быть больше, чем при отсутствии носителя. Применение экстракции отработанного никелькизельгурового катализатора растворителем перед регенерацией металла снижает безвозвратные потери жира и увеличивает выход товарного саломаса. Потери и количество отходов на 1 т готового саломаса при употреблении медно-никелевого или формиатно-никелевого катализатора без носителя в настоящее время допускаются в следующих пределах: Что касается потерь жира при рафинации, то при переработке подсолнечного и хлопкового масел хорошего качества они соответствуютобычным нормам . Для примера можно указать, что при употреблении никель-кизельгурового катализатора на выработку 1 т технического саломаса расходовалось 1080 кг подсолнечного масла, содержавшего 3% свободных жирных кислот.