Москва. 13 сентября. – На мировом рынке цены на пшеницу в 2025 году будут выше, чем в этом году, на фоне снижения ее предложения, прогнозирует старший аналитик Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Екатерина Захарова. Она заявила об этом на мероприятии “Пятница с Центром ценовых индексов”.
По ее словам, предложение сократится не только из-за снижения урожая в России. “Евросоюз тоже снижает производство, а он тоже крупный экспортер”, – сказала она.
В то же время Захарова не исключила появления и других факторов, которые влияют на ценовую ситуацию на рынке. “Могут быть какие-то “черные лебеди”. И многое будет зависеть от способности импортеров выдерживать повышение цен. Пока снижение предложения – это фактор роста цен на рынке пшеницы”, – сказала она.
Как сообщила Захарова, в настоящее время цена держится на низком уровне – $214-215 за тонну (пшеница протеин 12,5%, FOB Новороссийск). По итогам 2023 году цена составила $258 за тонну, что на $96 ниже, чем годом ранее. Главная причина – большое предложение на рынке, отметила она.
“В марте экспортная цена на пшеницу упала до минимума с 2020 года – $204 за тонну. Майские заморозки подняли ее, но в июне Турция ввела запрет на импорт пшеницы, цены опять просели, – сказала эксперт. – Надеемся, что импорт будет разрешен (запрет действует с 21 июня по 15 октября – ИФ), и это будет хорошим сигналом и для российских экспортеров пшеницы, и для турецких мукомолов”.
Захарова сообщила, что по итогам 2023/24 сельхозсезона (июль-июнь) Турция уступила первенство Египту по закупкам российской пшеницы. Причем, отметила она, Египет достаточно большие объемы закупает в рамках тендеров GASC (госагенство по закупкам продовольствия). “По итогам прошлого сезона около 6 млн тонн российской пшеницы было закуплено только по итогам тендеров либо в рамках прямых договоров с GASC”, – сказала она.
По мнению эксперта, перспективными для российской пшеницы также являются рынки стран Ближнего Востока и Северной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Среди последних она назвала Бангладеш, куда поставки в прошлом сезоне выросли в 2,5 раза, и Индонезию – в 10 раз. “Индонезия интересна и перспективна как рынок, поскольку там растет численность населения и меняются пищевые привычки – от преимущественного потребления риса наблюдается переход на продукты из пшеничной муки”, – отметила она.
Центр ценовых индексов – российское ценовое агентство. ЦЦИ публикует котировки на товары российского экспорта, внутреннего рынка и логистику в нефти, газе, угле, химии, агротоварах.