Что такое раскол в русской православной церкви 17 века

Раскол в Русской православной церкви в XVII веке из-за реформ в литургии и формах богослужения. А если вы еще не слышали о том, что такое раскол ранее, рекомендую ознакомиться с материалом по ссылке. На протяжении веков многие особенности русской религиозной практики были непреднамеренно изменены непросвещенными священниками и мирянами, что все больше отдаляло русское православие от его родительской греческой православной веры. Реформы, призванные устранить эти идиосинкразии, были проведены под руководством самодержавного русского патриарха Никона в период с 1652 по 1667 год. 

Раскол Русской церкви — Википедия

Особенности и нюансы

Старообрядец, русский старовер, член группы русских религиозных раскольников, отказавшихся принять литургические реформы, навязанные Русской православной церкви патриархом Московским Никоном (1652-58). В 17 веке старообрядцы насчитывали миллионы верующих, но затем они разделились на ряд различных сект, несколько из которых сохранились до наших дней.

Патриарх Никон столкнулся с трудной проблемой выбора авторитетного источника для исправления богослужебных книг, используемых в России. Эти книги, использовавшиеся со времени обращения Руси в христианство в 988 году, были буквальным переводом с греческого на старославянский язык. В течение веков рукописные копии переводов, которые изначально были иногда неточными и неясными, были еще больше изуродованы ошибками переписчиков. Реформация была затруднена, поскольку не было согласия относительно того, где искать “идеальный” или “оригинальный” текст. Патриарх Никон принял решение в точности следовать текстам и практике греческой церкви в том виде, в котором они существовали в 1652 году, в начале его правления, и для этого он приказал печатать новые богослужебные книги по греческому образцу. Его указ также требовал принятия в России греческих обычаев, греческой формы одежды священнослужителей и изменения манеры перекрещиваться: вместо двух пальцев должны были использоваться три. Реформа, обязательная для всех, считалась “необходимой для спасения” и была поддержана царем Алексеем Романовым.

Против реформ Никона выступила группа священников-московитов, в частности протоиерей Аввакум Петрович. Даже после низложения Никона (1658), который бросил слишком сильный вызов царской власти, ряд церковных соборов, кульминацией которых стал собор 1666-67 годов, официально одобрили литургические реформы и предали анафеме раскольников. Некоторые из них, включая Аввакума, были казнены.

Раскольники, которых иногда называли раскольниками, были наиболее многочисленны в труднодоступных районах северной и восточной России (а позднее и в самой Москве) и сыграли важную роль в колонизации этих отдаленных районов. Противники любых перемен, они решительно сопротивлялись западным новшествам, введенным Петром I, которого они считали антихристом. Не имея епископальной иерархии, они разделились на две группы. Одна группа, поповцы (священнические секты), стремилась привлечь рукоположенных священников и смогла создать епископат в 19 веке. Другая, беспоповцы (секты без священников), отказались от священников и всех таинств, кроме крещения. Из этих групп развилось множество других сект, некоторые из которых считались экстравагантными.